Русская Православная Церковь Московская городская епархия
Юго-Западное викариатство Андреевское благочиние

Цитаты Святых Отцов на каждый день

«Какая добродетель выше всех?
Та, которая совершается втайне
и о которой никто не знает»
(Преподобный Паисий Великий)

Праздник в честь Рождества честнаго славнаго пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна

Иоанн Креститель (ивр. ‏Йоханан бар Зехарья — «сын Захарии» или Йоханан ѓа-Матбиль [Хаматвил] — «совершающий ритуальное очищение водой»; 6—2 годы до н.э. — ок. 30 года н.э.) был ближайшим предшественником Иисуса Христа, почти что Его сверстником по человеческому естеству (на полгода всего старше), пророком и строжайшим аскетом.

argaiv1698

Иоанн Предтеча ("Предтеча" — потому что "предтекал", то есть предшествовал приходу в наш мир Мессии) предвидел и пророчествовал о будущем земном служении Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, и, пребывая сам в пустыне, непрестанно проповедовал приблизившееся Царствие Божие. Последний ветхозаветный пророк совершал священные омовения для очищения иудеев от ритуальной и прочей нечистоты и иных грехов для их покаяния. Эти "омовения" впоследствии в Христианской Церкви стали называться "таинством крещения".

Рождество же пророка и Крестителя Господня Иоанна Предтечи — это один из наиболее значимых христианских праздников, установленный в честь рождения долгожданного сына у престарелых и знатных по тем временам родителей — праведных Захарии («из Авиевой чреды»: из рода священника Авии, которому при царе Давиде выпало по жребию совершать богослужения в восьмую седмицу (Лк. 1, 5—8; 1Пар. 24, 10), и праведной Елисаветы, происходившей из рода Аарона (Аарон — старший на три года брат Моисея и его сподвижник при освобождении евреев из египетского рабства, первый еврейский первосвященник): "Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета" (Лк. 1, 5).

Само рождество Иоанна Предтечи и предшествующие этому события описаны лишь одним евангелистом: рассказ об этом можно найти в 1-й главе Евангелия от Луки, согласно которой, отец и мать Иоанна Предтечи жили во времена Ирода, царя Иудейского, причем Захария был священником, то есть весьма уважаемым человеком. Оба они были праведны, достигли глубоко преклонного возраста, но, увы, не имели детей (Лк. 1, 5—7).

Бездетность же у евреев (всегда: как той эпохи, так и до наших дней) считалась и считается большим несчастьем, даже позором: Бог не дал детей супругам как проклятие, как наказание за неправедную и плохую никчемную жизнь (можно вспомнить Авраама и Сарру, как пример того, что во все времена существования еврейского народа бездетность считалась если не преступлением, то наверняка ненаказуемым поводом для насмешек и унижений).

Поэтому, как повествует евангелист, отсутствие детей у супругов повлекло за собой «поношение между людьми» (Лк. 1, 25) и горячую слезную молитву супругов о даровании чада, которая, наконец-то, была услышана (Лк. 1:13). Можно, однако, предположить, что такая горячая молитва о даровании чада была у несчастных супругов далеко не первая.

Захария в тот момент, когда он совершал каждение в храме (Лк. 1, 8—9), увидел ангела (Лк. 1, 11), точнее — архангела, и услышал от него предсказание о рождении сына. Еще архангел сообщил престарелому отцу о том имени, которым сына нарекут, о радости, которую принесёт его рождение многим сынам и дочерям израильского народа, о том, что сын его будет велик перед Господом и о предстоящей сыну Захарии миссии: "представить Господу народ приготовленный" (Лк. 1, 13—17).

Захария по-человечески усомнился в услышанном, потому что был стар, как и его супруга Елисавета, и в результате, в качестве подтверждения верности услышанных от архангела Гавриила слов, был лишен Архангелом Гавриилом дара речи (Лк. 1, 18—20, 22). По окончании дней службы Захарии в храме его жена зачала (Лк. 1, 23—24) и в своё время родила сына (Лк. 1, 57).

Однако дар речи к Захарии вернулся не в самый день рождения сына, а только тогда, когда пришла пора нарекать имя младенцу, то есть на восьмой день: "Он [т.е. Захария] потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога. И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всём этом по всей нагорной стране Иудейской. Все слышавшие положили это на сердце своём и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним"(Лк. 1, 59—66).

Интересно, что праздник в честь Рождества Иоанна Крестителя — один из тех немногих праздников православного церковного календаря, когда празднуется именно «рождение» прославляемого лица. И ведь действительно: в названиях всех (и двунадесятых в том числе) других православных праздников слово «рождество» встречается всего еще только два раза: речь идёт о праздниках Рождества Христова и Рождества Пресвятой Богородицы.

В чем же смысл этого важнейшего праздника для нас, простых православных христиан? Сразу-то и не поймешь! А вот:

Уже понятно, что праведному Захарии по жребию, как обыкновенно бывало у священников, досталось войти в Храм Господень для каждения, а все множество народа молилось вне во время каждения — тогда-то явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного.

Захария, увидев его, смутился! И страх напал на него! Святитель Иоанн Златоуст, объясняет это смущение так: Захария, войдя в Храм Господень, молился только об одном: о прощении грехов народа, а получил обещание разрешения бесплодной утробы! Он просил одного утешения, а получил другое; молился за народ, а назван был отцом сына. Захария более желал исцеления душ согрешивших. Он как бы говорит: народ, вне молящийся, ожидает меня с ответом от Царя Небесного… через меня они приносили моления к Царю, прося прощения в грехах; об этом я молюсь, чтобы исполнить желание народа, чтобы показать действие своей чреды. А мне возвещается о рождении сына. Что за выгода для народа, если у меня будет сын? Что же — об этом я молился, или совершаю каждение в свою чреду ради того, чтобы перед народом высказать свою плодородность? Нет, я теперь уже нисколько не думаю о деторождении, я стар, ищу спасения народа и счастья племени, пленения врагов и благоденствия города, а не детского плача, пеленок и кормления: я нисколько не думаю об этом!

Праведный Захария не видит, что все, что он просил, он получает с избытком! Он молится только об иудейском народе, а ему благовествуется о том, кто все племена приготовит к спасению. Рождается начальник воинства Царя Небесного и предуготовитель освобождения мира от грехов. А Захария не верит и требует подтверждения словам Божиим. Вот за это-то свое сомнение и неверие Захария наказывается немотой, и он пребывал, как сказано в Евангелии, в молчании, ожидая рождаемого. "Он вошел в храм, — говорит свт. Иоанн Златоуст, — для освобождения других, а сам вышел осужденным. Принося богослужебное каждение, вынес знак изгнания".

И когда сын рождается, речь возвращается к отцу: Захария, постигая пути Промысла Божия, восклицает: «Благословен Господь, Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему» (Лк. 1, 68). Вот так и мы, прося о чем-то своем Бога и получая от Него что-то совсем иное, которое нам кажется несоизмеримо более мелким, чем то, что мы просили, должны вспоминать случай, произошедший со старым священником Захарией, и на все, что не пошлет нам Бог отвечать словами: "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!"

Рождество Иоанна Предтечи относится к числу великих праздников (не будучи двунадесятым) и празднуется за шесть месяцев до Рождества Христова, 24 июня (7 июля). День этот всегда приходится на Петров пост.

Тропарь праздника, глас 4:

"Проро́че и Предте́че прише́ствия Христо́ва, досто́йно восхвали́ти тя недоуме́ем мы, любо́вию чту́щии тя: непло́дство бо ро́ждшия и о́тчее безгла́сие разре́шися сла́вным и честны́м твои́м рожде́ством, и воплоще́ние Сы́на Бо́жия ми́рови пропове́дуется".

Кондак праздника, глас 3:

"Пре́жде непло́ды днесь Христо́ва Предте́чу ражда́ет, и той есть исполне́ние вся́каго проро́чества: Его́же бо проро́цы пропове́даша, на Сего́ во Иорда́не ру́ку положи́в, яви́ся Бо́жия Сло́ва проро́к, пропове́дник, вку́пе и Предте́ча".

Величание:

"Велича́ем тя, Предте́че Спа́сов Иоа́нне, и чтим е́же от непло́дове пресла́вное рождество́ твое́".

 

Сафонов А.В.

2017 г.


(Подготовлено по материалам: «Слово в день Рождества Иоанна Предтечи», иеромонах Иоанн (Лудищев), «Слово на рождество Иоанна Предтечи», митрополит Симон (Новиков), сайт Православие.ру, Православная энциклопедия).

  

Православный Календарь

Пожертвования

Сделать пожертвование

НУЖНА ПОМОЩЬ

06.07.2018
Просим молитв о пропавшей без вести р.б. Таисии! Поиски полицией и неравнодушными людьми 9-й день безрезультатны. Женщина православная,...
06.07.2018
КНИГА ВЗАИМОПОМОЩИ В церковной лавке находится книга взаимопомощи, в которой Вы...
02.07.2018
Женщине с ребенком нужна помощь в съеме жилья Дорогие прихожане!Наш храм на протяжении полутора лет помогал одной из...
01.07.2018
Продолжается сбор средств для помощи семье певчей храма Подробнее: Семье певчей храма нужна помощь Благодарность от Екатерины...
05.06.2018
Помощь церковному историку Андрею Клушину в борьбе с лейкозом Дорогие неравнодушные прихожане и благотворители нашего храма, просим вас поучаствовать...
Все записи →

Фотоальбомы

Все фотоальбомы →

Дружественные сайты

patriarchia

vikariatstvo

В соц. сетях

YouTube

У нашего храма появился свой канал на YouTube