Русская Православная Церковь Московская городская епархия
Юго-Западное викариатство Андреевское благочиние

Цитаты Святых Отцов на каждый день

«Какая добродетель выше всех?
Та, которая совершается втайне
и о которой никто не знает»
(Преподобный Паисий Великий)

Обретение мощей преподобного иеросхимонаха Амвросия, старца Оптинского

«Народы будут рассказывать об их мудрости,

argaiv1698

а Церковь будет возвещать их хвалу» (Сир. 44, 14).


Иеросхимонах Амвросий (Гренков)

Преподобный Амвросий Оптинский всей своей продолжительной и самоотверженной жизнью, це-ликом отданной на служение Богу и родному народу, снискал всеобщую и искреннюю любовь современников. Его светлый образ свято хранится в благодарной памяти православных потомков, черты его жизни и деятельности крайне назидательны и могут служить спасительными маяками для многих и многих страждущих христиан в их жизненной борьбе и тяжелых испытаниях.

Честные мощи преподобного Амвросия, старца Оптинского, были обретены совсем недавно: летом 1998 года, вместе с мощами преподобных старцев Льва, Макария, Илариона, Анатолия Старшего, Варсонофия, и Анатолия Младшего.

Получив благословение Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Алексия, 7 июля 1998 года братия Оптиной Пустыни приступила к работам по обретению святых мощей старцев, погребенных на монастырском некрополе. Пространство за алтарем Никольского придела Введенского храма было вскрыто, и обнаружились кирпичные склепы, в которых и были погребены старцы. Для скорейшего завершения обретения мощей работы на монастырском некрополе велись днем и ночью, практически без перерыва. Объем работ был очень большой. И одновременно необходима была максимальная внимательность, чтобы не допустить ошибки при обретении мощей старцев.

К 10 июля мощи всех старцев были обретены, и их положили в особые дубовые гробы, которые приготовили для перенесения их в раки, устроенные в восстановленном храме в честь Владимирской иконы Божией Матери. Ныне мощи преподобных Льва, Макария, Иосифа, Илариона, Анатолия Старшего, Варсонофия, и Анатолия Младшего пребывают в этом храме, а мощи преподобного Амвросия — в левом приделе Введенского Собора Оптиной Пустыни.

Амвросий Оптинский, в миру — Александр Михайлович Гренков, родился 23 ноября 1812 года в селе Большая Липовица Тамбовской губернии и происходил из духовного сословия: он был сыном пономаря и внуком священника названного села. Мирское имя свое отец Амвросий получил в честь святого благоверного великого князя Александра Невского, память которого совершается в день рождения старца, почему он и старался воплотить в своей жизни все нравственные черты своего небесного покровителя — ангела. О святом благоверном Александре Невском говорится: «От юности он возлюбил Христа и отвращался мирского суемудрия, услаждался гласом церковных песнопений и душа его жаждала поучений святых отцов. Бдения всенощные и тайные к Богу были любимым его занятием. Кроток и тих был нрав его с детства». Этими же чертами отличался в юности и Саша Гренков.

Образование свое он получил, окончив Тамбовское духовное училище и Тамбовскую духовную семинарию. Из свидетельства об окончании училищного курса от 18 июля 1830 года, видно, что «он обучался в училище чтению, чистописанию, Российской грамматике, латинскому и греческому языкам, пространному катехизису и священной истории — отлично, географии, арифметике, славянской грамматике, церковному уставу и нотному пению — препохвально, при способностях весьма хороших, прилежании неутомимом и поведении примерном». Курс наук в Духовной Семинарии он окончил в 1836 году со званием студента.

По окончании курса в Духовной Семинарии Александр Михайлович Гренков около года состоял домашним учителем в одной помещичьей семье, а 6 марта 1838 года Епархиальным Начальством он определен был, согласно его прошению, на должность учителя в Липецком духовном училище (в первом классе). Он состоял последовательно учителем первого, второго и низшего классов и преподавал чтение, чистописание, Закон Божий (молитвы, священную историю и пространный катехизис), русский и греческий языки, арифметику и церковное (нотное) пение. «Пред приходом Александра Михайловича на урок, — передает один из учеников, обучавшийся у него в первом и втором классах, — в классе водворялась чрезвычайная тишина в ожидании уважаемого учителя, а когда он являлся в классе, ученики все отдавались слуху и зрению... Преподавал ли он Закон Божий, арифметику, русский язык, все умел он повысить, осветить и тем воодушевить детей. Строгий к себе, он был строг и требователен и к нам... Шуток он себе никаких не позволял, смеющимся, улыбающимся мы его не видали... Жалели, что не простились с ним; всегда с наслаждением и благоговением вспоминали его».

7 октября 1839 года, в субботу, после классных уроков в духовном училище, Александр Гренков оставил Липецк и, согласно указанию Троекуровского старца Илариона, направился в Оптину Пустынь Калужской губернии, где и начал свое монашеское поприще, под руководством старца Макария (Иванова).

Молодой, двадцатишестилетний инок-подвижник Александр не тяготился лишениями и трудами, встреченными им в обители: он с усердием и тщанием исполнял все, возлагаемые на него обязанности в монастыре: келейника и чтеца старцев Льва и Макария, помощника повара и главного повара в хлебне и кухне... Рабочий день отца Амвросия в монастыре обычно начинался в 4 или 5 часов утра и оканчивался в 11 или 12 часов ночи. Вся трудовая жизнь его в Оптиной Пустыни продолжалась пятьдесят два года...

29 ноября 1842 года Александр Михайлович Гренков был пострижен в мантию и наречен Амвросием во имя святого Амвросия, епископа Медиоланского, знаменитого отца Церкви IV века (340—397 гг.), отличавшегося кротостью, снисходительностью, твердостью характера и усердною заботой о благе Святой Церкви. Своего духовного покровителя старец Амвросий глубоко чтил во всю жизнь и подражал. ему в его добродетелях.

2 февраля 1843 года отец Амвросий был рукоположен в иеродиакона, а 9 декабря 1845 года был посвящен в иеромонаха Калужским Преосвященным Николаем (Соколовым). Тот же Преосвященный Николай в августе 1846 года поручил о. Амвросию помогать старцу Макарию в его духовничестве...

Такое быстрое возвышение отца Амвросия не соответствовали физическому здоровью подвижника: он жестоко страдал в это время от крайнего изнеможения из-за изнурительной лихорадки и расстройства пищеварения, от расслабления нервов, болей в груди, кашля и бессонницы... После медицинского освидетельствования болезни отец Амвросий по его прошению 29 марта 1848 года был освобожден от всяких обязанностей, исключен из штата братии Оптиной Пустыни и оставлен в ней только на монастырском призрении и содержании...

К истинному счастью для России, тяжелая болезнь отца Амвросия не имела смертного исхода, и Господь сохранил его жизнь еще на многие многие годы. После кончины старца Макария 7 сентября 1860 года, о. Амвросий сделался его преемником по старчеству. В монастыре старец обычно не несет официально-начальнических обязанностей, но на деле он управляет братией и вообще монастырской жизнью.

Старец Амвросий был духовно особенно опытен, наделен безграничной широтой взглядов, кротостью и детским незлобием. Молва о его духовной мудрости росла и к нему стал стекался народ со всей России, а за народом — потянулись к нему и великие «сильные мира сего».... У него были великий князь Константин Константинович, обер-прокуроры Святейшего Синода, граф Александр Петрович Толстой, митрополит Московский Иоанникий (Руднев) и епархиальные Калужские епископы, к нему приезжала даже Абиссинская царевна! Посещали старца греки, датчане, черкесы, англичане, немцы, французы и другие многочисленные инородцы, а также знаменитые русские писатели и ученые: Лев Николаевич Толстой, Владимир Сергеевич Соловьев, Феодор Михайлович Достоевский, Константин Николаевич Леонтьев, Михаил Петрович Погодин и много других.

Десятки писем ежедневно приходили к о. Амвросию от тех, кто жаждал получить, хотя бы заочно, его совета и наставления... Переписка о. Амвросия с его духовной паствой была громадна и обширна... На каждый наболевший, страстный, запутанный вопрос старец давал поразительно простой, ясный, здоровый и практический совет, освещенный светом истинного Православия. Его глубокое знание человеческой природы, проницательная наблюдательность и житейская опытность были просто необыкновенны.

Венцом всех добродетелей о. Амвросия является неизмеримо высокая и истинная христианская любовь — та любовь, которая душу свою полагает за ближних своих и без которой все остальные добродетели, как медь звенящая и кимвал звучащий (1Кор. 13, 1). Все свои дарования от Господа старец Амвросий посвятил служению нуждающимся и обремененным, на облегчение тяжелой жизни несчастных: бездомных, нищих, вдов и сирот...

Дела благотворительности его неисчислимы, но больше всего старец потрудился над созданием и благоустроением Казанской женской общины в Шамордине Перемышльского уезда Калужской губернии (в 12 верстах от Оптиной Пустыни), где он провел свои последние дни и где мирно скончался...

В этой общине старец устроил при содействии благотворителей кроме помещений для сестер-монахинь, больницу, богадельню для убогих, калек и слепых и приют для девочек-сирот. Все постройки в общине производились по его планам и указаниям. Строй обители, её порядки — все установил сам о. Амвросий. Эта обитель была любимым детищем старца, и именно ей он пророчески предсказал процветание в будущем.

Наставления старца Амвросия всегда были крайне просты, отрывочны и иногда шутливы, но всегда глубоко назидательны и поучительны. На вопрос: как жить? — Старец отвечал: «Нужно жить не лицемерно и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно». Относительно терпения старец наставлял так: «Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, буду же терпеть и я». — «Если будешь принимать людей Бога ради, — поучал старец, — то, поверь, все к тебе будут хороши». — О лености и унынии он говорил: «Скука — унынию внука, а лени — дочь. Чтобы отогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись; тогда и скука пройдет и усердие придет. А если к сему терпения и смирения прибавишь, то от многих зол себя избавишь». — На заявления окружающих старца лиц, что ему не дают покоя, он отвечал; «Для нас тогда настанет покой, когда запоют над нами: «со святыми упокой!».

Старец Амвросий скончался 10 октября 1891 года, на семьдесят девятом году жизни, кончина его была истинно христианской. В вечную жизнь он был напутствован причащением Святых Таин Христовых и чтением канона Божией Матери на исход души...

У гроба о. Амвросия собралась восьмитысячная толпа его почитателей, которая с плачем провожала прах его на расстоянии двенадцати верст от Шамордина в Оптину Пустынь несмотря на сырую, ветреную и холодную погоду.

Над могилою отца Амвросия Оптина Пустынь устроила часовню с белым мраморным надгробным памятником, как дар и знак всеобщей любви и глубокого почтения к почившему старцу. На памятнике сделана надпись на славянском языке, характеризующая личность старца Амвросия и значение его жизни: «Бых немощным яко немощен, да немощныя приобрящу: всем бых вся, да всяко некия спасу»: «Для немощных был как немощный, чтобы приобресть немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1Кор. 9, 22). Амвросий Оптинский стал прообраз старца Зосимы в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы».

Старец Амвросий Оптинский был прославлен в лике святых 6 июня 1988 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви.

 

Сафонов А.В.

2017 г.

 

(По материалам: книги «Отец Амвросий, Оптинский старец. (1812—1912 г.) Тамбов, Электрическая типография П. С. Москалева. 1912 г.; сайта Свято-Троицкой Сергиевой лавры http://www.stsl.ru/ и сайта Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина Пустынь http://www.optina.ru/)



  

Православный Календарь

Пожертвования

Сделать пожертвование

НУЖНА ПОМОЩЬ

06.07.2018
Просим молитв о пропавшей без вести р.б. Таисии! Поиски полицией и неравнодушными людьми 9-й день безрезультатны. Женщина православная,...
06.07.2018
КНИГА ВЗАИМОПОМОЩИ В церковной лавке находится книга взаимопомощи, в которой Вы...
02.07.2018
Женщине с ребенком нужна помощь в съеме жилья Дорогие прихожане!Наш храм на протяжении полутора лет помогал одной из...
01.07.2018
Продолжается сбор средств для помощи семье певчей храма Подробнее: Семье певчей храма нужна помощь Благодарность от Екатерины...
05.06.2018
Помощь церковному историку Андрею Клушину в борьбе с лейкозом Дорогие неравнодушные прихожане и благотворители нашего храма, просим вас поучаствовать...
Все записи →

Фотоальбомы

Все фотоальбомы →

Дружественные сайты

patriarchia

vikariatstvo

В соц. сетях

YouTube

У нашего храма появился свой канал на YouTube