«Воспитание из всех святых дел – самое святое». |
23 января отмечается день памяти Cвятителя Феофана, Затворника Вышенского.
В Древней Руси детей воспитывали на образцах жизни праведников и угодников Божиих, сначала дети научались читать Псалтирь и Часослов, а потом уже брались и за другие книжки. «Между истинными христианами, – писал святитель Феофан, – всегда была и есть потребность иметь под руками святоотеческие писания о духовной жизни… Она и была всегда удовлетворяема как изданиями сих писаний в полном их составе, например святых Макария, Исаака и Ефрема Сириан, Лествичника и других многих…»
Сам святитель был воспитан в благочестивой семье священника и с юных лет возлюбил храм Божий. Пример благочестивой жизни родителей навсегда остался у него в памяти и служил нравственным ориентиром в течение всей жизни. По своему жизненному опыту святитель отмечал, что церковность – самое сильное средство правильного воспитания детей. Христианские образы, с которыми соприкасаешься в детстве, остаются в памяти на всю жизнь, служат твердым основанием во всех встречающихся невзгодах и испытаниях: «Большое влияние имеет на детей частое ношение в церковь, прикладывание к святому кресту, Евангелию, иконам, накрывание воздухами; также и дома – частое поднесение под иконы, частое осенение крестным знамением, окропление святою водою, курение ладаном, осенение крестом колыбели, пищи и всего прикасающегося к ним, благословение священника, приношение в домы икон из церкви и молебны; вообще – всё церковное чудным образом возгревает и питает благодатную жизнь дитяти и всегда есть самая безопасная и непроницаемая ограда от покушения невидимых темных сил».
|
Читать далее →
|
Евангелие о Крещении Господа. |
Из собрания творений святителя Николая Сербского (Велимировича), выпущенного издательством Сретенского монастыря.
Мф., 6 зач., 3:13-17.
И явится слава Господня, и узрит всякая плоть [спасение Божие]; ибо уста Господни изрекли это (Ис.40:5).
В давние времена Господь обещал явиться во славе великой. Люди услышали — и забыли. Но Господь не забыл слова Своего. Ибо слова Господни подобны твердыням каменным, нерушимым. Господь обещал прийти; однако Он пришел не тогда, когда Он нам менее всего нужен, а тогда, когда Он нам нужен более всего. Доколе Господа мог заменить пророк или ангел, дотоле Господь посылал вместо Себя пророков и ангелов. Но когда зло в мире возросло настолько, что ни ангел не мог попалить его своим светом, ни пророк — умалить своим глаголом, тогда Господь исполнил Свое древнее обетование и явился на земле.
|
Читать далее →
|
Беседа преподобного Серафима с Николаем Мотовиловым о стяжании Святого Духа. |
Беседа преподобного Серафима с Николаем Александровичем Мотовиловым (1809-1879) о цели христианской жизни произошла в ноябре 1831 года в лесу, неподалеку от Саровской обители, и была записана Мотовиловым. Рукопись была обнаружена через 70 лет в бумагах жены Николая Александровича, Елены Ивановны Мотовиловой. Мы публикуем текст беседы издания 1903 года с некоторыми сокращениями.
Кажущаяся простота беседы обманчива: поучения произносит один из величайших святых Русской Церкви, а слушателем является будущий подвижник веры, исцеленный по молитве Серафима от неизлечимой болезни. Именно Н.А. Мотовилову преподобный Серафим завещал перед смертью материальные заботы о своих дивеевских сиротах, об основании им Серафимо-Дивеевской обители.
|
Читать далее →
|
Толкование паремии на Обрезание Господне. |
Книга Бытия (XVII, 1-2, 4-8, 3, 9-12, 14)
Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя. Я — вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов; и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя; и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя; и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом.
|
Читать далее →
|
Сказание о Бегстве Пречистой Девы Богородицы с Богомладенцем в Египет. |
После того, как волхвы ушли из Вифлеема, Ангел Господень во сне явился Иосифу, повелевая ему, чтобы он вместе с новорожденным младенцем Иисусом Христом и Материю Его, Пречистою Девою Мариею, бежал в Египет и оставался там до тех пор, пока ему поведено будет оттуда возвратиться, так как Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Иосиф, встав, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет.
|
Читать далее →
|
Толковый перевод тропаря и кондака Рождества Христова. |
Тропарь Рождества Христова
Церковно-славянский перевод: Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебе.Русский перевод: Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом знания, ибо чрез него звездам служащие звездою были научаемы Тебе поклоняться, Солнцу правды, и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. Господи, слава Тебе! Основная цель тропаря – раскрыть сущность, смысл праздника. Идея этого тропаря – показать, что Рождество Христово явилось миру и людям, погруженным во тьму заблуждений и грехов, – светом. Имея в виду пророчество Исаии: «Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет» (Ис. 9:2), автор тропаря изображает Христа, как прекрасное и великое Солнце, заливающее животворными лучами всю вселенную.
|
Читать далее →
|
Все лучшее – Богу! В день памяти пророка Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила. |
История пророка Даниила и трех отроков – Анании, Азарии и Мисаила – начинается в один из самых трагических моментов в истории Израиля. «Пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, к Иерусалиму и осадил его. И предал Господь в руку его Иоакима, царя Иудейского, и часть сосудов дома Божия, – говорится в Священном Писании, – и он отправил их в землю Сеннаар, в дом бога своего, и внес эти сосуды в сокровищницу бога своего» (Дан. 1:1,2).
Однако Навуходоносор взял в плен не только святыни. «И сказал царь Асфеназу, начальнику евнухов своих, чтобы он из сынов Израилевых, из рода царского и княжеского, привел отроков, у которых нет никакого телесного недостатка, красивых видом, и понятливых для всякой науки, и разумеющих науки, и смышленых и годных служить в чертогах царских, и чтобы научил их книгам и языку Халдейскому» (Дан. 1:3,4), – читаем в книге Пророка. Так в халдейском плену оказались лучшие представители Богоизбранного народа. О святом же Данииле и его друзьях сказано, что «даровал Бог четырем сим отрокам знание и разумение всякой книги и мудрости, а Даниилу еще даровал разуметь и всякие видения и сны» (Дан. 1:17).
|
Читать далее →
|
О почитании Святителя Спиридона на Руси. |
Традиция почитания Святителя Спиридона существовала издревле и у простых, и у знатных людей. Особо чтила святителя Спиридона царская семья.
Император Александр I родился в день памяти святого – 12 декабря. Было принято почитать не только день ангела, но и день рождения (так, Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге был построен во имя преподобного Исаакия Далматско-го, в день памяти которого родился Петр I).
Александр I заложил традицию почитания святителя Спиридона царской семьей. Он сформировал в Стрельне батальон народной милиции (потом его переформировали в лейб-гвардии Финляндский полк), избрав его небесным покровителем святителя Спиридона.
|
Читать далее →
|
Выполненный А.С. Пушкиным перевод жития Преподобного Саввы Сторожевского. |
Извилистая лента Москвы-реки, живописные холмы и овраги, звонкие родники, стройные как мачты сосны, плакучие березы, буйное разнотравье. И на фоне всего этого на вершине самого высокого холма, как бы дополняя творение Божие работой рук человеческих, — золотые купола и белые стены древней обители — такую картину увидел юный Пушкин, впервые посетив с семьей монастырь преподобного Саввы.
|
Читать далее →
|
Праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы называют самым детским праздником. О том, почему это так и о чем он напоминает нам, взрослым, рассуждает протоиерей Олег Стеняев.
|
Читать далее →
|
Документальные фильмы к 70-летию Святейшего Патриарха Кирилла. |
«Мы все равны перед Богом». Документальный фильм к 70-летию Святейшего Патриарха Кирилла.
Автор сценария и режиссер Сергей Браверман.
Этот фильм - искренний рассказ от первого лица. Не создатели фильма задают его тему, а сам Патриарх. Идеи и смыслы фильма выстроены на основе духовного и жизненного опыта Первосвятителя. Перед нами предстает жизнь и личность Предстоятеля Русской Православной Церкви - пастыря, молитвенника, христианина, монаха, человека. В фильме использован уникальный архивный материал 1994 года.
Смотреть фильм
Тайна спасения. К 70-летию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Фильм "Тайна спасения" посвящен Предстоятелю Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси КИРИЛЛУ. Это фильм о Первосвятителе - выдающемся проповеднике, добром пастыре, о его жертвенном служении и многих трудах на благо Церкви и Отечества. Да поможет всем нам Господь исполнять слова Святейшего Владыки и следовть его примеру.
(Канал "ТВ Центр" Автор сценария и режиссер Борис Конухов Фото Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси)
Смотреть фильм
|
Чудеса Преподобного Варлаама Хутынского. |
Трудно и описать все многочисленные чудеса Святого Варлаама...
Cлепой, долго страдавший и много без успеха лечившийся от своей болезни, просил привести его в монастырь Св. Варлаама. Во время пения молебна Богоматери слепой усердно молился при гробе Преподобного. Когда же запели: "Владычице приими молитвы раб твоих..." он вдруг увидел гроб Преподобного. Не смея верить своему исцелению, он подошел ко гробу и осязал его. С чувством живой радости и благодарности к Святому он объявил всем о своем чудесном исцелении, и все прославили Господа и Его Угодника.
|
Читать далее →
|
О почитании святого Димитрия Солунского в нашем Отечестве. |
Множество чудес совершил святой великомученик Димитрий и в нашем Отечестве.
По предуказанию Божьему его имя в самых древних русских летописях упомянуто прежде, чем другие имена святых: преподобный Нестор летописец рассказывает, что греки, побежденные великим князем Олегом под Константинополем в 907 г. приписывали свое поражение не храбрости славян, а заступничеству за них их покровителя святого Димитрия.
Об особом почитании святого Димитрия среди славян свиде-тельствует такой выдающийся факт: первым сочинением на славянском языке святых равноапостольных Мефодия и Кирилла после создания ими славянской азбуки был «Канон Димитрию Солунскому».
|
Читать далее →
|
Ко дню памяти святого мученика Лонгина сотника, иже при Кресте Господни.
Иногда в разговорах с людьми, особенно на исповеди, приходится слышать слова: «Мы не святые, мы обычные люди…». И, правда — святые смотрят на нас с икон, мы обращаемся к ним в молитвах, просим помощи, заступничества. Но если задуматься — чем же таким особенным святые отличаются от нас? Может быть, Бог заранее выбрал их и сделал святыми — а нас нет — поэтому не нужно расстраиваться? Но, возможно, дело в чем-то другом. Что, если не только Бог делает Свой выбор?
|
Читать далее →
|
«Горе имеим сердца!» – кто сказал, что это метафора? |
Когда священник произно-сит эту фразу «Горе имеим сердца», не нужно смот-реть на потолок храма или небо, – говорит в своей беседе о Божественной Литургии митрополит Лимассольский Афанасий. – Наше сердце уже должно быть превыше небес, там – где сокровище наше.
|
Читать далее →
|
Каким будет воскресшее тело |
Митрополит Месогеи и Лавреотики Николаос Хатзиниколау
Апостол Павел говорит Колоссянам: «Когда же явится Христос, Жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе». В Послании же к Филиппийцам он подчеркивает, что «уничиженное тело наше» так «преобразит» Господь, что оно будет «сообразно славному Телу Господню».
Явление человека во славе означает, во-первых, преображение его тела, изменение его образа. Каждый человек обретет свое тело «в ином образе», подобном воскресшему Телу Христову. Таким будет первое явление: иная природа образа, изменение образа и тела каждого человека.
|
Читать далее →
|
Неужели в раю не надоест любить – целую вечность? |

Митрополит Афанасий Лимассольский о пустоте в душе человека, которую ничем не заполнить, о скорби, которая становится трамплином для прыжка к Богу.
|
Читать далее →
|
Архимандрит Андрей (Конанос)
Смотри, вот ты мне говоришь: «Я во что бы то ни стало хочу, чтобы мой ребенок изменился! Я хочу увидеть его другим, а потом готов и умереть!» Не знаю, увидишь ли ты его изменившимся прежде своей смерти. Вполне вероятно, что ты будешь наблюдать за его переменой из другого мира. Может быть, Господь хочет, чтобы ты терпел до последнего, и твое желание увидеть своего ребенка изменившимся еще при жизни, как ты этого хочешь, не осуществится. Однако его перемену увидит Господь. Нужно набраться терпения . Жди ответа на твою молитву.
|
Читать далее →
|
Путь к мученичеству. Житие священника Константина Соколова |
«Милость и суд» Константин Иванович до принятия сана работал адвокатом в Смоленске. В начале двадцатого века в этом городе проживало много хасидов евреев. В то время, когда начались антисемитские погромы и фабриковался ряд дел против евреев, будущий священник отказался давать положительный ход обвинениям, которые не имели под собой никаких существенных оснований.
|
Читать далее →
|
Святой Апостол Павел написал много глубоко непопулярных в христианской среде вещей — но, наверное, самыми непопулярными остаются его слова об отношении к противникам. «Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю. (2Тим.2:23-26)»
|
Читать далее →
|
|
|