Русская Православная Церковь Московская городская епархия
Юго-Западное викариатство Андреевское благочиние

Цитаты Святых Отцов на каждый день

«Бог всецело расположен помочь людям, которые страдают. Однако для того, чтобы Он помог им, кто-то должен Его об этом попросить»
(Преподобный Паисий Святогорец)

Преподобная Мария Египетская.

(Святитель Тихон Московский)

argaiv1645

Святая Православная Церковь воспоминает блаженную кончину преподобной матери Марии Египетской. Ее же памяти посвящается еще и пятая неделя Великого поста, так как воспоминание о сей дивной жене особенно благовременно во дни поста и покаяния. Жизнь и подвиги ее служат в поучение и утешение нам, грешным людям. Известно, что наиболее смущает грешника в то время, когда он начинает приходить в раскаяние. Смущает мысль о тяжести содеянных грехов, о трудности борьбы с привычкою ко греху. Но вот грешница, каких не много видит у себя наш грехолюбивый мир, вдруг разрывает все узы греха, на ней лежавшие, начинает жизнь святую и подвижническую и достигает такой высоты, что становится подобною ангелу. Кто после сего может отчаиваться в своем спасении?

-----------------------------------------------------------------------------

Представляем вниманию читателей ранее не переиздававшуюся статью святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России. Статья была написана в бытность им архимандритом Холмской духовной семинарии, что на территории современной Польши, и опубликована в журнале «Беседа», который издавался в Варшаве. Публикацию подготовила старший научный сотрудник отдела новейшей истории Русской Православной Церкви XX века ПСТГУ Наталия Александровна Кривошеева.

Святая Православная Церковь 1-го апреля воспоминает блаженную кончину преподобной матери Марии Египетской. Ее же памяти посвящается еще и пятая неделя1 Великого поста, так как воспоминание о сей дивной жене особенно благовременно во дни поста и покаяния. Жизнь и подвиги ее служат в поучение и утешение нам, грешным людям. Известно, что наиболее смущает грешника в то время, когда он начинает приходить в раскаяние. Смущает мысль о тяжести содеянных грехов, о трудности борьбы с привычкою ко греху. Но вот грешница, каких не много видит у себя наш грехолюбивый мир, вдруг разрывает все узы греха, на ней лежавшие, начинает жизнь святую и подвижническую и достигает такой высоты, что становится подобною ангелу. Кто после сего может отчаиваться в своем спасении?

Преподобная Мария родилась в Египте в половине 5-го столетия по Рождестве Христове. Пока она жила в родительском доме, не слышно было о ней ничего худого. Но вскоре жизнь здесь показалась ей тяжелою, и благодетельное обуздание родителями своеволия ее – невыносимым для нее. Мария отличалась красотою телесною, но красота нередко обращается в первый повод ко греху. Так было с Мариею. Увлекаемая своими порочными хотениями, она на двенадцатом году от роду бежала из родительского дома в Александрию. Но что бывает с жалким, неоперившимся птенцом, который вообразил, что он не слабее прочих летающих птиц и решается оставить родное гнездо, где мать хранит и лелеет его с такою любовию? Конечно, он падает, разбивается и погибает. Такая же участь постигла и Марию. Можно себе представить, как легко и с какою силою овладели соблазны большого и роскошного города молодою Марией, никем не руководимою, ничем не сдерживаемою и одинокою среди чужих людей. Необузданно предалась она всем искушениям городской жизни и скоро, потеряв всякий стыд и страх, ринулась на стезю порока и стала всем известна своею позорною распущенностью. 17 лет провела она в разврате, спускаясь все ниже и ниже в бездну греха. Казалось, что была потеряна всякая надежда на ее исправление. Но Тот, Кто оставляет 99 овец и ищет заблудшую, не оставляет и теперь грешницы. Благодать Божия бодрствовала над погибающею, неотступно следя за нею и уловляя возможность исправления с ее стороны, а Премудрость Божия обратила во спасение ее то, что казалось верхом погибели для нее.

Мария однажды увидела толпу народа на берегу моря. В постоянной погоне за всякими развлечениями, постоянная участница во всякой суете, она поспешает в толпу и здесь узнает, что корабль с народом отправляется в Иерусалим к празднику Воздвижения Креста Господня. Так как в числе отправляющихся было немало молодых людей, то Мария задумала и этот случай употребить в орудие своей страсти. Она упросила взять ее на корабль – и вот плывет она такою же грешницей, какова была в Египте, скверня море своими делами, как прежде оскверняла землю. Вот она уже в Иерусалиме. Здесь – Голгофа, каждый шаг земли веет святостью в этом святом городе. Тут ли, кажется, не предел всякой страсти! Мария и здесь не знает предела, и здесь грешница продолжает губить и себя, и других! Но это было уже последнею жертвою аду.

Когда наступил праздник Воздвижения Креста Господня и в храм Воскресения устремились толпы богомольцев, Мария ради праздного любопытства пошла туда вслед за другими. Но при входе в храм с нею произошло что-то странное: сколько ни приближалась она к дверям храма, всякий раз ее отталкивала назад какая-то невидимая сила. Сначала ей казалось это делом случая, но когда все ее усилия оставались тщетными и она видела, что этот неуспех преследует ее одну, а другие свободно входят в храм, она впала в раздумье. В эту-то минуту благодать Божия и нашла доступ в душу Марии. В ней пробудилась наконец совесть, так долго находившаяся в усыплении, и она поняла, что не люди, а грехи ее возбраняют ей приблизиться к святыне. Она постигла всю свою мерзость, с ужасом стала припоминать все свои грехи и со слезами и рыданиями била себя в грудь.

Долго и горько рыдала она, пока, подняв глаза, не увидела на стене церковного образа Богоматери. Тотчас обратилась она к Пречистой с горячею молитвой помочь ей войти в храм для поклонения Животворящему древу Креста Господня, обещая исправиться и навсегда оставить свою порочную жизнь. После молитвы Мария, полная веры и надежды на Матерь Божию, беспрепятственно вошла в храм и поклонилась Кресту Христову. Возблагодарив за сие Пресвятую Богородицу, Мария по указанию свыше отправилась в пустыню за Иорданом.

Первое время ей приходилось очень трудно в пустыне. Она принесла с собою сюда только три хлеба, и так как она жила здесь в совершенном уединении, то ей оставалось питаться только корениями и терпеть голод. А между тем на память ей приходила вкусная, сладкая пища, которую раньше она всегда имела в Египте. Ей хотелось дорогих вин, которые прежде пила она без меры, а в пустыне не всегда можно было найти и простую воду, когда мучила и томила ее жажда. Язык ее против воли настраивался повторять те любимые песни, которые прежде ее ублажали; вспоминалось ее и прежнее безумное веселье. Но Мария мужественно старалась бороться с нечистыми помыслами и злыми навыками и отгонять от себя искусительные образы. Случалось, что в этой борьбе она падала от изнеможения на землю; обливаясь слезами, молила она Матерь Божию о помощи и до тех пор не вставала с земли, пока небесной свет не проникал в ее душу и не водворял в ней покоя. Так терзалась она 17 лет, но потом настало время покоя душевного. Однако еще 30 лет в пустыне подвизалась Мария в посте и молитве. После таких и столь долговременных подвигов не могло не последовать совершенного мира с Богом и совестью, полного очищения души и даже преображения плоти. Св. Зосима, которому Промыслом Божиим суждено было открыть преподобную в пустыне, нашел ее в плоти, которая мало походила на наше грубое тело. Мария немокренно переходила Иордан, во время молитвы возносилась на воздух, видела тайные движения сердца в другом, предрекая будущее.

Удостоившись от Зосимы принятия Святых Таин, она мирно скончалась 1-го апреля 522 года.

Из жития преподобной Марии можно видеть, что нет греха, побеждающего милосердие Божие, и что нет бездны разврата, из которой нельзя было бы при помощи благодати Божией выйти путем веры и покаяния. Нужно только быть внимательным к голосу благодати Божией, призывающей к исправлению. Где бы и когда бы ни пришла нам мысль отстать от греха, бросить свою порочную жизнь, мы должны тотчас последовать спасительной мысли и если не удалиться в пустыню, по примеру Марии, ибо путь ее необыкновенный, то все же должны бороться со своими грехами и страстями, в чем и да поможет нам преподобная Мария!

Архим[андрит] Тихон
Подготовила Наталия Александровна Кривошеева
Беседа. 1893. № 7. С. 73–75.

 

1 В 2017 году – 20 марта (2 апреля по н.с.).

 

http://www.pravoslavie.ru




  

Православный Календарь

Пожертвования

Сделать пожертвование

Дружественные сайты

patriarchia

vikariatstvo

НУЖНА ПОМОЩЬ

10.09.2022
О проведении сбора помощи для пострадавших мирных жителей и беженцев Дорогие братья и сестры!По благословению Святейшего Патриарха Московского и...
28.08.2022
Помощь пострадавшему от пожара храму По благословению настоятеля храма преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, архимандрита...
17.06.2022
Сбор продуктов По благословению Святейшего Патриарха продолжается СБОР ПРОДУКТОВ ДЛЯ БEЖEНЦЕВ...
15.06.2022
КНИГА ВЗАИМОПОМОЩИ В новой церковной лавке (у свечницы) находится книга взаимопомощи, в...
Все записи →

В соц. сетях

Видеохостинги