Русская Православная Церковь Московская городская епархия
Юго-Западное викариатство Андреевское благочиние

Цитаты Святых Отцов на каждый день

«Не образуется облако без движения ветра: и страсть не рождается без мысли»
(Преподобный Марк Подвижник)

Как различать духовное и пьянственное опьянение по учению Святых отцов говорили в храме преподобной Ефросинии Московской

argaiv1818
29 декабря в храме преподобной Евфросинии Московской состоя-лась долгожданная лекция с основателем и руководителем «Православных семейных клубов трезвости» протоиереем Алексием Бабуриным. Тема лекции была посвящена «Трезвенному опьяне-нию, как антиподу пьянства».

Согласно Православному вероучению, смысл жизни православного христианина заключается в жизни со Христом, устремляющейся в вечность, и в сопутствующему этому пути достижению богоподобия. Однако такое осмысление можно найти не только в христианстве, но и в античной философии. Так, например, Аристотель, выводит, что «конечной целью человека, а значит, и человеческого общества в целом, является достижение жизни, подобной Богу», т.е. преображение как личности, так и социальной среды связано с духовно-нравственным совершенствованием. В этом контексте поднимается проблема различия мистического и религиозного опыта. Американский философ и психолог Уильям Джеймс, комментируя эту проблему говорит о том, что в мистических состояниях люди в меру своих сил могут соприкоснуться с областью таинственного, но только в религиозных – происходит слияние с Божеством. Что касается алкогольного опьянения, то Уильям Джеймс связывал это состояние с возбуждением мистических чувств человеческой природы, но такое опьянение лишь на мгновение дает человеку ощутить проблеск высшего бытия, неизбежно оплачивая его самыми низменными проявлениями.

Однако, как говорил святитель Иоанн Златоуст, «Можно и не пивши вина быть пьяным, равно можно пить вино и быть трезвым». Как это может произойти? Только в состоянии «трезвенного опьянения».

Впервые оксюморон «трезвенное опьянение» использовал в своем трактате «О бегстве и обретении» Филон Александрийский, говоря о мудрости, ниспосланной с Небес, которой можно упиться, оставаясь в трезвом уме.

Понимание «трезвенного опьянения» не остается исключительно за Филоном, но находит свое продолжение в святоотеческих творениях. Так, например, о «трезвенном опьянении» говорит Киприан Карфагенский, который в письме к Цецилию писал: «Чаша Господня так упоевает пиющих от нея, что делает их еще трезвее"; Амвросий Медиоланский, который в гимне «Сияние Славы Отчей», воспевает, что «Христос наша еда, и питье наша вера, напиток радости, трезвого опьянения Дух»; В Четвертом слове преподобного Макария (возм. Симеона Месопотамского), говорится об опьянении Божественной любви»; Преподобный Исаак Сирин, говорит о том, что если человек с пониманием будет творить Иисусову молитву, то он будет объят опьянением. Об этом говорили также Дидим Александрийский, Евсевий Памфил, Иоанн Златоуст, Никодим Святогорец, Симеон, Новый Богослов и другие. «Трезвое опьянение» было врожденным свойством человека, которое стремилось к любви Божией и Богообщению, но к великому сожалению, человек исказил свойство, сделав опьянение греховным и страстным, приводящим к погибели души. До сих пор этот выбор стоит перед человеком, но Господь продолжает взывать к человеку: «жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему» (Втор. 30: 19-20), и предлагает ему Свои Тело и Кровь, избавляющие от семени тли и питающие в блаженную вечную жизнь.

Таким образом, по словам отца Алексия Бабурина: «Святые Отцы показывают нам, что покаяние, мольба о спасении, молитвенное делание, постижение Слова Божьего, вкушение таинственной Снеди, Тела и Крови Иисуса Христа, стяжание Духа Святого и пребывания в Нем, приводят к всеобъемлющей радости, уподобляемой подвижниками благочестия духовному, разумному, трезвому опьянению и, наконец, к вожделенному обожению».

Сравнивая два вида опьянения, можно прийти к выводу, что оба этих вида вызывают эйфорию, помогают отвлечься от житейских попечений, дают ощущение преодоления собственных границ. Однако, разница, по словам отца Алексия, состоит в том, «что опьянение от пристрастий приводит к потери самоконтроля, помрачению ума, неадекватности восприятия, потери памяти, расстройству здоровья и личности, порабощает, нарушает межличностные отношения, вызывает беспокойство, чувство стыда, греховности и вины, а духовное опьянение, наоборот, просветляет ум, делает человека трезвым, целомудренным, благонадежным, ответственным, освобождает от печали и чувства вины, животворит, помогает ему превзойти самого себя, укрепляет в вере, одухотворяет, вселяет надежду на спасение, оставляет неизгладимые благодатные ощущения отрады и утешения».

Именно поэтому, следует упиваться трезвенным упоением, а от хмельного воздерживаться.

В конце своего выступления отец Алексий ответил на вопросы присутствующих. В завершение встречи, настоятель храма иеромонах Клавдиан, вместе с клириками поблагодарили протоиерея Алексия Бабурина за раскрытие столь важной для духовной жизни темы.

По реакции аудитории можно с уверенностью заявить, что эта встреча нашла отклик в их сердцах.
Диакон Николай Устинов
Фото: Александр Дмитриев


  

Православный Календарь

Пожертвования

Сделать пожертвование

Дружественные сайты

patriarchia

vikariatstvo

НУЖНА ПОМОЩЬ

10.09.2022
О проведении сбора помощи для пострадавших мирных жителей и беженцев Дорогие братья и сестры!По благословению Святейшего Патриарха Московского и...
28.08.2022
Помощь пострадавшему от пожара храму По благословению настоятеля храма преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, архимандрита...
17.06.2022
Сбор продуктов По благословению Святейшего Патриарха продолжается СБОР ПРОДУКТОВ ДЛЯ БEЖEНЦЕВ...
15.06.2022
КНИГА ВЗАИМОПОМОЩИ В новой церковной лавке (у свечницы) находится книга взаимопомощи, в...
Все записи →

В соц. сетях

Видеохостинги