Русская Православная Церковь Московская городская епархия
Юго-Западное викариатство Андреевское благочиние

Цитаты Святых Отцов на каждый день

«Не образуется облако без движения ветра: и страсть не рождается без мысли»
(Преподобный Марк Подвижник)

14 сентября - церковное новолетие

Слово в первый день индикта, или нового года

В изложении святителя Димитрия Ростовского

argaiv1818

Царь ве­ков, Гос­подь Бог наш, «по­ло­жил вре­ме­на или ле­та в сво­ей вла­сти» (Деян.1:7), Сам уста­но­вил в эти вре­ме­на раз­лич­ные празд­ни­ки для Сво­е­го про­слав­ле­ния и для от­дох­но­ве­ния лю­дей от мир­ских дел их.

Еще в Вет­хом За­ве­те Он по­ве­лел каж­дый год осо­бен­но празд­но­вать на­ступ­ле­ние седь­мо­го ме­ся­ца, чтобы лю­ди, осво­бо­див­шись от жи­тей­ской су­е­ты, слу­жи­ли в этот день Еди­но­му Бо­гу. Ибо так на­пи­са­но в кни­гах Мо­и­се­е­вых: «Ска­зал Гос­подь Мо­и­сею, го­во­ря: ска­жи сы­нам Из­ра­иле­вым: в седь­мой ме­сяц, в пер­вый день ме­ся­ца, да бу­дет у вас по­кой: ни­ка­ко­го де­ла не со­тво­ри­те в день этот во всех жи­ли­щах ва­ших, и при­но­си­те жерт­ву Гос­по­ду» (Лев.23:24-31). Как неко­гда Сам Тво­рец, в шесть дней со­здав­ший мир Сло­вом Сво­им, бла­го­сло­вил и освя­тил седь­мой день, по­чив от дел тво­ре­ния (Быт.2:2-3; Исх.20:11; Евр.4:4); и как впо­след­ствии дал и че­ло­ве­ку за­по­ведь: «Шесть дней ра­бо­тай, в день седь­мой – суб­бо­та Гос­по­ду Бо­гу тво­е­му не де­лай ни­ка­ко­го де­ла ты»(Исх.20:9-10), так Он же бла­го­сло­вил и освя­тил седь­мой ме­сяц и по­ве­лел лю­дям в это вре­мя от­ды­хать от дел мир­ских. Об этом Гос­подь вто­рич­но за­по­ве­дал Мо­и­сею, «го­во­ря, ме­ся­ца седь­мо­го, ко­гда вы со­би­ра­е­те про­из­ве­де­ния зем­ли, празд­нуй­те празд­ник Гос­по­день» (Лев.23:39).

По ка­кой же при­чине уста­нов­ле­но это празд­но­ва­ние?

В этом имен­но ме­ся­це, ко­гда на­ча­ли сбы­вать во­ды по­то­па, Но­ев ков­чег оста­но­вил­ся на го­рах Ара­рат­ских.

В этом ме­ся­це свя­той про­рок Мо­и­сей со­шел о го­ры, с ли­цом, оси­ян­ным сла­вою Бо­же­ствен­ной, и при­нес но­вые скри­жа­ли, на ко­то­рых был на­чер­тан за­кон, дан­ный Са­мим Гос­по­дом (Исх.34:29).

В этом ме­ся­це на­ча­то бы­ло со­ору­же­ние Ски­нии Гос­под­ней сре­ди ста­на из­ра­иль­тян (Исх.35).

В этом же ме­ся­це пер­во­свя­щен­ник, един­ствен­ный раз в те­че­ние все­го го­да, вхо­дил в Свя­тое Свя­тых«Не без кро­ви, ко­то­рую при­но­сит за се­бя и за гре­хи неве­де­ния на­ро­да».

В этом ме­ся­це на­род Бо­жий, сми­ряя по­стом ду­ши свои и при­но­ся Гос­по­ду жерт­ву все­со­жже­ния, при­ни­мал очи­ще­ние от гре­хов сво­их, со­де­ян­ных за год.

В этом ме­ся­це со­вер­ши­лось тор­же­ствен­ное освя­ще­ние ве­ли­ко­леп­но­го хра­ма Гос­под­ня, со­здан­но­го ца­рем Со­ло­мо­ном, и вне­сен был в этот храм Ков­чег За­ве­та (3Цар.8).

В этом ме­ся­це все ко­ле­на на­ро­да из­ра­иль­ско­го ото­всю­ду сте­ка­лись в Иеру­са­лим на празд­ник, ис­пол­няя за­по­ведь Гос­под­ню: «Это для вас суб­бо­та по­коя, и сми­ряй­те ду­ши ва­ши» (Лев.23:32).

С это­го ме­ся­ца на­чи­на­ли счет го­дам, осо­бый для каж­дых пя­ти­де­ся­ти лет. В то вре­мя как на­род из­ра­иль­ский всту­пал в обе­то­ван­ную зем­лю, Гос­подь по­ве­лел, чтобы лю­ди осо­бен­но празд­но­ва­ли каж­дый пя­ти­де­ся­тый год; и не толь­ко са­ми участ­во­ва­ли в этом празд­но­ва­нии, но и слу­ги и скот; да­же са­мую зем­лю, где по­се­ли­лись из­ра­иль­тяне, за­по­ве­да­но бы­ло остав­лять в по­кое, не рас­па­хи­вать, не за­се­вать, не со­би­рать ни ко­ло­сьев, ни ви­но­град­ных, ни са­до­вых пло­дов: все это предо­став­ля­лось в пи­щу бед­ным лю­дям, а так­же зве­рям и пти­цам. Об этом так на­пи­са­но в кни­гах Мо­и­се­е­вых: «Вос­тру­би­те тру­бою по всей зем­ле ва­шей и освя­ти­те пя­ти­де­ся­тый год, и объ­яви­те сво­бо­ду на зем­ле всем жи­те­лям ее; не сей­те и не жни­те, что са­мо вы­рас­тет на ней, и не сжи­най­те ягод с необ­ре­зан­ных лоз ее, чтобы пи­та­лись убо­гие из тво­е­го на­ро­да, а остат­ка­ми по­сле них пи­та­лись зве­ри поле­вые, так же по­сту­пай с ви­но­град­ни­ком тво­им и мас­ли­ною тво­ей» (Лев.25:9-11; Исх.23:11). В этот пя­ти­де­ся­тый год про­ща­лись долж­ни­кам их дол­ги, от­пус­ка­лись ра­бы на сво­бо­ду, и каж­дый че­ло­век осо­бен­но сле­дил за со­бой, как бы не про­гне­вать Гос­по­да ка­ким-ли­бо гре­хом, как бы не опе­ча­лить сво­е­го ближ­не­го. То был год все­про­ще­ния и очи­ще­ния от гре­хов. Этот пя­ти­де­ся­ти­лет­ний круг, по по­ве­ле­нию же Гос­под­ню, раз­де­лял­ся на семь го­до­вых сед­мин, (т.е. семь раз по се­ми лет) и каж­дый седь­мой год на­зы­вал­ся суб­бо­тою или по­ко­ем. Об этом Гос­подь через Мо­и­сея дал та­кое по­ве­ле­ние: «шесть лет за­се­вай по­ле твое и шесть лет об­ре­зы­вай ви­но­град­ник свой, и со­би­рай про­из­ве­де­ния их; в седь­мой год да бу­дет суб­бо­та по­коя зем­ли, суб­бо­та Гос­под­ня; по­ля тво­е­го не за­се­вай, и ви­но­град­ни­ка тво­е­го не об­ре­зы­вай. Ес­ли ска­же­те: «что же нам есть в седь­мой год, ко­гда мы не бу­дем се­ять, ни со­би­рать про­из­ве­де­ний на­ших», Я по­шлю бла­го­сло­ве­ние Мое на вас в ше­стой год, и он при­не­сет про­из­ве­де­ний на три го­да» (Лев.25:3-4, 20-21). Все эти го­ды, в ко­то­рые Гос­подь уста­но­вил празд­нич­ный по­кой и для лю­дей и для зем­ли, на­чи­на­лись, так­же по по­ве­ле­нию Гос­под­ню, с сен­тяб­ря ме­ся­ца. «И вос­тру­би», – ска­зал Гос­подь, – «год по­коя в седь­мой ме­сяц» (Лев.25:9), т.е. в сен­тяб­ре, так как сен­тябрь от мар­та, пер­во­го ме­ся­ца от со­тво­ре­ния ми­ра, есть седь­мой ме­сяц.

Но год на­чи­нал­ся с пер­во­го сен­тяб­ря не толь­ко по вет­хо­за­вет­ным за­ко­нам, но и по язы­че­ско­му ин­дик­ти­о­ну. Об этом ин­дик­ти­оне по­вест­ву­ют сле­ду­ю­щее.

Ко­гда Ав­густ, ке­сарь рим­ский, одер­жал по­бе­ду над Ан­то­ни­ем и Клео­патрой, об­ла­дав­ши­ми Еги­пет­ской стра­ной, и стал еди­ным вла­сти­те­лем для всей все­лен­ной, то, для бо­лее удоб­но­го со­би­ра­ния по­да­тей со всех стран он уста­но­вил ин­дик­ти­он на пят­на­дцать лет. Этот ин­дик­ти­он Ав­густ раз­де­лил на три сро­ка, по пять лет в каж­дом, с тем чтобы в про­дол­же­ние все­го ин­дик­ти­о­на три ра­за, в каж­дый пя­тый год, бы­ли со­би­ра­е­мы по­да­ти. Та­кой за­кон был из­дан, глав­ным об­ра­зом, для от­да­лен­ных окра­ин го­су­дар­ства, с ко­то­рых труд­но бы­ло со­би­рать по­да­ти каж­дый год, так как со­бран­ные по­да­ти и через пять лет ед­ва успе­ва­ли до­сти­гать сто­ли­цы – Ри­ма. Каж­дое пя­ти­ле­тие на­зы­ва­лось люструм, т.е. свет­лое, по­то­му что, воз­да­вая ке­са­рю ке­са­ре­во (Лк.20:25), лю­ди в это вре­мя пре­да­ва­лись ве­се­лью и жгли све­чи. На­род не тя­го­тил­ся да­нью, по­то­му что по­да­ти бы­ли неболь­шие и лег­кие, и пла­ти­лись доб­ро­воль­но. Про­дол­жал­ся же ин­дик­ти­он пят­на­дцать лет по сле­ду­ю­щей при­чине. В пер­вое пя­ти­ле­тие пла­ти­ли дань же­ле­зом и ме­дью, ко­то­рые упо­треб­ля­лись на из­го­тов­ле­ние ме­чей, ко­пий, шле­мов, щи­тов, пан­ци­рей и вся­ко­го во­ен­но­го ору­жия; во вто­рое пя­ти­ле­тие со­би­ра­лась по­дать се­реб­ром на жа­ло­ва­нье вой­скам; в тре­тье же пя­ти­ле­тие при­но­си­ли в Рим дань зо­ло­том на укра­ше­ние идо­лов. Окон­чив пят­на­дца­ти­лет­ний круг ин­дик­ти­о­на, на­чи­на­ли его сно­ва, и пер­вый год ин­дик­ти­о­на на­зы­ва­ли но­вым го­дом. Та­кой обы­чай уста­нов­лен был с пер­во­го сен­тяб­ря, по­то­му что имен­но в этот день бы­ла одер­жа­на по­бе­да над Ан­то­ни­ем и про­воз­гла­ше­но еди­но­дер­жа­вие Ав­гу­ста. При­ня­ла и свя­тая Цер­ковь обы­чай празд­но­вать пер­во­го сен­тяб­ря на­ча­ло ин­дик­ти­о­на. Это бы­ло уста­нов­ле­но по той при­чине, что в то вре­мя, ко­гда празд­но­ва­лось но­во­ле­тие в Иудее и по всей все­лен­ной, Гос­подь наш Иисус Хри­стос при­шел в На­за­рет, где был вос­пи­тан. Это бы­ло в суб­бо­ту, а в этот день иудеи име­ли обык­но­ве­ние со­би­рать­ся в си­на­го­ге и про­во­дить вре­мя в чте­нии книг про­ро­че­ских. Гос­подь «по обык­но­ве­нию Сво­е­му», так­же во­шел в си­на­го­гу и встал сре­ди учи­те­лей. Ему по­да­ли кни­гу про­ро­ка Ис­а­ии; и Он, рас­крыв кни­гу, на­шел ме­сто, где бы­ло на­пи­са­но: дух Гос­по­да на Мне, ибо Гос­подь по­ма­зал Ме­ня бла­го­вест­во­вать ни­щим, по­слал Ме­ня ис­це­лять со­кру­шен­ных серд­цем, про­по­ве­до­вать плен­ным осво­бож­де­ние и уз­ни­кам – от­кры­тие тем­ни­цы, про­по­ве­до­вать ле­то Гос­подне бла­го­при­ят­ное (Ис.61:1-2). И, за­крыв кни­гу и от­дав слу­жи­те­лю, Он на­чал го­во­рить, что про­чи­тан­ное про­ро­че­ство ис­пол­ни­лось на Нем, что Он есть ис­тин­ный Мес­сия, по­слан­ный от Бо­га От­ца для спа­се­ния лю­дей и об­нов­ле­ния их жиз­ни. «И все за­сви­де­тель­ство­ва­ли Ему это, и ди­ви­лись сло­вам бла­го­да­ти, ис­хо­див­шим из уст Его» (Лк.4:16-22).

Празд­ник но­во­ле­тия был уста­нов­лен свя­ты­ми от­ца­ми на I Все­лен­ском Со­бо­ре, в Ни­кее. Это бы­ло в то са­мое вре­мя, ко­гда царь Кон­стан­тин Ве­ли­кий, по­бе­див Мак­сен­ция, про­све­тил все­лен­ную све­том бла­го­че­стия, ис­ко­ре­нил идоль­ские празд­не­ства, осво­бо­дил ве­ру Хри­сто­ву от тяж­ких го­не­ний и уста­но­вил свои ин­дик­ти­о­ны. То­гда свя­тые от­цы уста­но­ви­ли празд­но­вать но­во­ле­тие, как на­ча­ло хри­сти­ан­ской сво­бо­ды, в вос­по­ми­на­ние по­се­ще­ния Хри­стом в этот день иудей­ской си­на­го­ги и про­по­ве­ди Его о при­ят­ном ле­те Гос­под­нем. С то­го вре­ме­ни и мы празд­ну­ем пер­вый день сен­тяб­ря ме­ся­ца. Но это уже празд­ник не Вет­хо­го За­ве­та, а но­вой бла­го­да­ти. Ибо в этот день Сам За­ко­но­да­тель, снис­шед­ший с небес и но­ся­щий в се­бе Ду­ха От­ца, явил Се­бя ми­ру и на­чер­тал за­кон Бо­жий не пер­стом, но Сво­им Бо­же­ствен­ным язы­ком и пре­слад­ки­ми уста­ми, и не на ка­мен­ных скри­жа­лях, а «на пло­тя­ных скри­жа­лях серд­ца на­ше­го» (2Кор.3:3). Со­зи­дая Свою Цер­ковь, ко­то­рую толь­ко про­об­ра­зо­ва­ла вет­хо­за­вет­ная ски­ния, Он при­нес Бо­гу От­цу за на­ши гре­хи жерт­ву не без кро­ви, Са­мо­го имен­но Се­бя. Сам Ве­ли­кий Пер­во­свя­щен­ник, про­шед­ший небе­са (Евр.4:14), очи­стив нас от гре­хов Сво­ей кро­вью, про­ли­той за нас, сде­лал нас свя­ты­ми хра­ма­ми, по сло­вам апо­сто­ла: «храм Бо­жий свят, а этот храм – вы» (1Кор.3:17).

При­но­ся за все эти бла­го­да­ре­ние Гос­по­ду, мы празд­ну­ем ле­то Гос­подне при­ят­но: мы при­ня­ли от Него мно­го неиз­ре­чен­ных благ, по­спе­шим же и са­ми быть Ему при­ят­ны­ми. Мы ведь празд­ну­ем ин­дик­ти­он, не рим­ски­ми ца­ря­ми уста­нов­лен­ный, а уза­ко­нен­ный Небес­ным Ца­рем сла­вы – Хри­стом. Хри­стов же ин­дик­ти­он – это Его свя­тые за­по­ве­ди, ко­то­рые мы долж­ны со­блю­дать и ис­пол­нять. Царь наш Хри­стос не тре­бу­ет от нас ни ме­ди, ни же­ле­за, ни се­реб­ра, ни зо­ло­та, как объ­яс­нил Да­вид, ска­зав­ший неко­гда: «Ты Гос­подь мой; бла­га мои Те­бе не нуж­ны» (Пс.15:2). Но вме­сто же­ле­за и ме­ди Гос­подь тре­бу­ет от нас доб­ро­де­те­ли твер­дой и креп­кой, пра­во­слав­ной ве­ры в Бо­га. Ибо ве­ра на­ша ос­но­ва­на на кро­ви ис­тер­зан­ных же­лез­ным и мед­ным ору­жи­ем свя­тых му­че­ни­ков, из ко­то­рых о каж­дом мож­но ска­зать, что «же­ле­зо про­шло ду­шу его» (Пс.105:18). Небес­ный Царь и Бог наш по­ве­лел нам, чтобы мы ве­ро­ва­ли в Него пра­вым серд­цем и бла­го­че­сти­во: «по­то­му что серд­цем ве­ру­ют к пра­вед­но­сти» (Рим.10:10). Бу­дем же и мы по­буж­дать вра­га этой ве­рой, как ору­жи­ем же­лез­ным и мед­ным щи­том. По­сле­ду­ем на­шим свя­тым пра­от­цам, ко­то­рые «ве­рою по­беж­да­ли цар­ства, тво­ри­ли прав­ду, по­лу­ча­ли обе­то­ва­ния, за­граж­да­ли уста львов, уга­ша­ли си­лу ог­ня, из­бе­га­ли острия ме­ча, укреп­ля­лись от немо­щи, бы­ли креп­ки на войне, про­го­ня­ли пол­ки чу­жих» (Евр.11:33-34).

Вме­сто се­реб­ра Царь наш Хри­стос тре­бу­ет от нас вто­рой доб­ро­де­те­ли, несо­мнен­ной на­деж­ды на Бо­га. Эта доб­ро­де­тель, боль­ше чем се­реб­ро, обес­пе­чи­ва­ет че­ло­ве­ку бла­го­по­луч­ную жизнь. Ес­ли тот, кто раз­бо­га­тел мно­гим се­реб­ром, уве­рен, что по­лу­чит все мир­ские бла­га, и, упо­вая на бо­гат­ство, ве­се­ло про­во­дит дни свои; то тем бо­лее бо­га­тый несо­мнен­ной на­деж­дой на Бо­га и на Него од­но­го воз­ло­жив­ши все свое упо­ва­ние по­лу­чит все, че­го же­ла­ет, и бу­дет жить в ра­до­сти, пре­не­бре­гая все­ми бед­стви­я­ми и скор­бя­ми, про­ис­хо­дя­щи­ми от ми­ра, пло­ти и диа­во­ла, и с на­сла­жде­ни­ем пре­тер­пе­вая все это ра­ди воз­да­я­ния в бу­ду­щей жиз­ни. Ча­сто се­реб­ро об­ма­ны­ва­ет сво­е­го гос­по­ди­на и, слу­чай­но ис­че­зая, остав­ля­ет его в ни­ще­те; и тот, кто на­де­ял­ся до кон­ца жиз­ни ви­деть во всем изоби­лие, вдруг ли­ша­ет­ся на­сущ­но­го хле­ба. – На­де­ю­щий­ся же на Гос­по­да, «как го­ра Си­он не по­двиг­нет­ся во­век» (Пс.124:1): «не по­сты­жа­ет, по­то­му что лю­бовь Бо­жия из­ли­лась» (Рим.5:5). Это­го имен­но неве­ще­ствен­но­го се­реб­ра и же­ла­ет от нас Гос­подь и по­веле­ва­ет, чтобы мы не на ско­ро­пре­хо­дя­щее бо­гат­ство воз­ла­га­ли свои на­деж­ды, «но на Бо­га жи­во­го» (1Тим.6:17), «сло­ва Гос­под­ни – сло­ва чи­стые, се­реб­ро пе­ре­плав­лен­ное» (Пс.11:7). Он нелож­но обе­щал нам неска­зан­ные веч­ные бла­га в Сво­ем Цар­ствии, чтобы мы пре­мно­гую к нам Его бла­гость, ко­то­рой уве­ро­ва­ли серд­цем, ис­по­ве­до­ва­ли и уста­ми, «а уста­ми ис­по­ве­ду­ют ко спа­се­нию» (Рим.10:10). Бу­дем же, как доб­рые во­и­ны Хри­сто­вы, на­деж­дой мздо­воз­да­я­ния по­ощ­рять се­бя к боль­шим по­дви­гам. Ведь на­деж­да на на­гра­ду воз­буж­да­ет во­и­на к борь­бе, как го­во­рит свя­той Иоанн Да­мас­кин о стра­сто­терп­цах: му­че­ни­ки Твои, Гос­по­ди, утвер­див­шись в ве­ре и укре­пив­ши се­бя на­деж­дой, по­бе­ди­ли му­чи­тель­ство вра­гов и по­лу­чи­ли вен­цы.

Вме­сто зо­ло­та Хри­стос Царь наш тре­бу­ет от нас са­мой дра­го­цен­ной доб­ро­де­те­ли, нели­це­мер­ной люб­ви к Бо­гу и ближ­ним. По сво­е­му вы­со­ко­му зна­че­нию лю­бовь все­гда пред­став­ля­ет­ся Учи­те­ля­ми Церк­ви под об­ра­зом зо­ло­та; ибо как зо­ло­то дра­го­цен­нее се­реб­ра, ме­ди и же­ле­за, так и лю­бовь вы­ше на­деж­ды и ве­ры. «Ныне», ска­за­но в Пи­са­нии, «пре­бы­ва­ют сии три: ве­ра, на­деж­да, лю­бовь; но лю­бовь из них боль­ше» (1Кор.13:13). Та­ко­го имен­но зо­ло­та и же­ла­ет от нас Гос­подь и за­по­ве­ду­ет, чтобы мы мо­ли­ли Его нели­це­мер­но, не толь­ко ве­руя серд­цем и ис­по­ве­дуя уста­ми, но на де­ле про­яв­ляя сию лю­бовь. Мы долж­ны быть го­то­вы­ми под­са­дить за Него свои ду­ши и при­нять смерть ра­ди Его Бо­же­ствен­ной люб­ви к нам. При­том мы долж­ны лю­бить и ближ­них сво­их, как учит воз­люб­лен­ный Хри­стов уче­ник Иоанн Бо­го­слов. «Де­ти Мои», – го­во­рил он, – «ста­нем лю­бить не сло­вом или язы­ком, но де­лом и ис­ти­ною» (1Ин.3:18). Та­кая лю­бовь при­ни­ма­ет­ся для укра­ше­ния Са­мим пре­крас­ней­шим, бо­лее чем сы­ны че­ло­ве­че­ские, Хри­стом Бо­гом на­шим, как го­во­рит Са­ма Бо­жья Пре­муд­рость: укра­си­лась и ста­ла пре­крас­ною пред Гос­по­дом и людь­ми; это – еди­но­мыс­лие меж­ду бра­тья­ми и лю­бовь меж­ду ближ­ни­ми (Сир.25:1-2).

Вот ка­кой хри­сти­ан­ский ин­дик­ти­он празд­ну­ет ныне, вме­сто древ­не­го язы­че­ско­го, Пра­во­слав­ная Цер­ковь, «со­влек­шись вет­хо­го че­ло­ве­ка с де­ла­ми его и об­лек­шись в но­во­го, ко­то­рый об­нов­ля­ет­ся по об­ра­зу Со­здав­ше­го его» (Кол.3:9-10). Бу­дем же празд­но­вать но­во­ле­тие так, как со­ве­ту­ет нам апо­стол: в об­нов­ле­нии жиз­ни хо­дим, чтобы, нам слу­жить в «об­нов­ле­нии ду­ха, а не по вет­хой бук­ве»(Рим.7:6). Бу­дем празд­но­вать ин­дик­ти­он, по­ви­ну­ясь по­ве­ле­ни­ям Гос­по­да Бо­га на­ше­го, дан­ным через Мо­и­сея, в кни­гах ко­то­ро­го ныне чи­та­ет­ся: «Ес­ли вы бу­де­те по­сту­пать по уста­вам Мо­им, и за­по­ве­ди Мои бу­де­те хра­нить и ис­пол­нять их: то Я дам вам до­жди в свое вре­мя, и зем­ля даст про­из­расте­ния свои, и по­шлю мир на зем­лю ва­шу и бу­де­те про­го­нять вра­гов ва­ших, и при­зрю на вас, и бла­го­слов­лю вас, и не возг­ну­ша­ет­ся ду­ша Моя ва­ми, и бу­ду хо­дить сре­ди вас, и бу­ду ва­шим Бо­гом, а вы бу­де­те Мо­им на­ро­дом» (Лев.26:3-4, 6-7, 11-12).

  

Православный Календарь

Пожертвования

Сделать пожертвование

Дружественные сайты

patriarchia

vikariatstvo

НУЖНА ПОМОЩЬ

10.09.2022
О проведении сбора помощи для пострадавших мирных жителей и беженцев Дорогие братья и сестры!По благословению Святейшего Патриарха Московского и...
28.08.2022
Помощь пострадавшему от пожара храму По благословению настоятеля храма преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, архимандрита...
17.06.2022
Сбор продуктов По благословению Святейшего Патриарха продолжается СБОР ПРОДУКТОВ ДЛЯ БEЖEНЦЕВ...
15.06.2022
КНИГА ВЗАИМОПОМОЩИ В новой церковной лавке (у свечницы) находится книга взаимопомощи, в...
Все записи →

В соц. сетях

Видеохостинги