Русская Православная Церковь Московская городская епархия
Юго-Западное викариатство Андреевское благочиние

Цитаты Святых Отцов на каждый день

«Из добрых дел выше ценятся те,
которые служат на пользу другим»
(Святитель Иоанн Златоуст)

Статья диакона Николая Устинова “Отражение современного терапевтического подхода профилактики алкогольной зависимости в учении святителя Иоанна Златоуста”

Журнал “Миссионерское обозрение” №3В №3 журнала Синодального мис-сионерского отдела Московского Патриархата Русской Православной Церкви “Миссионерское обозрение” была опубликована статья ведущего семейного клуба трезвости при храме преподобной Ефросинии Московской в Котловке диакона Николая Устинова “Отражение современного терапевтического подхода профилактики алкогольной зависимости в учении святителя Иоанна Златоуста”.

Опираясь на многовековой опыт трезвенной работы, проблема зависимости от психоактивных веществ (ПАВ) стала рассматриваться не только с биологической стороны, но также с социальной и психологической. Фактически, научный мир признал, что алкоголизм – это не только химическая зависимость, но «образ жизни или стиль поведения» [1].

argaiv1578

В частности, основываясь на таком понимании проблемы, в 1964 году югославский психиатр Владимир Худолин создает первый клуб леченых алкоголиков – терапевтическое сообщество, в рамках которого преследуется цель оздоровления не только личности конкретного зависимого, но и всех членов его семьи, то есть профилактики не только зависимости, но и созависимости.

Само понятие созависимости в середине XX века еще не было полноценно оформлено, но научный мир уже тогда говорил об этом явлении как об эмоциональной зависимости или как о взаимных дисфункциональных отношениях внутри семьи.

Собственно говоря, вместе с этим пониманием начинает закладываться и вместе с этим развиваться биопсихо-социальный подход. Впоследствии, рассматривая человека с позиции целостности, начал появляться вопрос о понимании человека, как существа духовного, поэтому исходя из разного выстраивания теории личности, выстраивалось и разное понимание духовности. Можно сказать, что в западной, не религиозной традиции, этот принцип существовал как, так называемая, антропологическая духовность, и она относилась к психологической составляющей подхода. Однако, религиозное, и, в частности, христианское понимание личности человека как Образа Божия, вывело элемент духовности как отдельный компонент, тем самым создав биопсихосоциодуховный подход.

Таким образом, биопсихосоциодуховный принцип, подразумевает коррекцию дефицитарности на четырех уровнях человеческого существования и позволяет зависимому получить комплексную и эффективную реабилитацию, а понимание личности человека, как Образа Божия, рассматриваемой с позиции трихотомии – состоящей из тела, души и духа, расширяет эти границы, добавляя возможности для еще более эффективной реабилитации [2].

Проблема алкоголизма идет бок о бок с человечеством на протяжении всей истории. Церковь, за все время своего существования, накопила огромный опыт борьбы со страстями, и в частности с зависимостью от алкоголя. Действительность такова, что рассматриваемый биопсихосоциодуховный подход содержится в Священном Предании Церкви, с той разницей, что он не был так структурированно оформлен. Более подробно этот принцип можно увидеть в учении Иоанна Златоуста.

Начать следует с того, что ни Библейская, ни святоотеческая позиция не рассматривает алкогольные напитки как самостоятельное зло. Вообще, обращаясь к Православной догматике, можно заявить, что зло коренится не в сущностях, а в личностях. То есть зло – это не «самостоятельная сущность, но состояние личности, отвратившейся от Бога» [3]. Все, что создал Бог – Он создал хорошим, в том числе и вино. Другое дело – человек, который неправильно использует Господни дары. Об этом в Слове «О Пресыщении и пьянстве» пишет Иоанн Златоуст, говоря что «не от вина происходит пьянство, – вино есть создание Божие… но порочная воля производит пьянство»[4]. В этом Слове видно, что Иоанн Златоуст говорит о людях, которые как раз проклинали вино, считая, что зло коренится в вине, но не в человеческом сердце. Таким образом, эти люди нивелировали свою ответственность за это зло, и косвенно обвиняли в этом Бога. Иоанн Златоуст довольно сурово заграждает таким людям уста, и в присущей ему возвышенной иронической манере восклицает, что сейчас эти люди говорят, что не должно быть вина по причине пьянства, а потом они скажут: «да не будет железа, по причине убийц; да не будет ночи, по причине воров; да не будет света, по причине клеветников; да не будет жены, по причине блуда!» [5].

В такой ироничной форме Иоанн Златоуст с одной стороны показывает абсурдность подобного заявления, а с другой стороны показывает, что не дары Божии виноваты в грехе, а человек, который неправильно их использует, или злоупотребляет ими. Продолжая эту мысль святитель Иоанн говорит следующее: «не вино осуждай, а пьянство и того, кто худо воспользовался добром; и, обратившись к нему в трезвом виде, опиши его постыдное поведение и скажи ему: вино дано, чтобы мы веселились, а не бесчинствовали; чтобы смеялись, а не делались посмешищем; чтобы были здравы, а не болели; чтобы врачевали немощь тела, а не разрушали силу души»6. В этом высказывании следует выделить несколько важных мыслей.

Первая – повторение того, что подлежать осуждению должно не само вино, а человек, который «худо воспользовался добром», то есть извратил добро, обратив его на служение злу.

Второе – это обращение нашего взора на положительные свойства вина, ради которых нам можно и даже должно его употреблять – для здоровья и ради веселья. Иначе выражаясь – вино – это антисептик и антидепрессант, то есть лекарство, в определенной степени медикамент, который разрешено использовать, исключительно определенным лицам, в определенное время и в определенном количестве. Сам факт выстраивания апологии вина говорит о том, что не все способны правильно им воспользоваться, а это значит, что тем, кто впадает в пьянство, употреблять алкоголь нельзя. Об этом собственно свидетельствует и наркология, ведь при длительном злоупотреблении алкоголя, происходит нарушение работы ферментов алкоголь-дегидрогеназы и ацеталь-дегиддегидрогеназы, в связи с чем, человек даже при длительном сроке воздержания может впасть в состояние тяжелейшего запоя. Таким людям нельзя употреблять алкоголь совсем. Однако семьям зависимого также не следует употреблять алкоголь, становясь для зависимого отрицательным примером. Ведь и об этом говорит Иоанн Златоуст в беседах на послание к Римлянам: «Воздерживайся также от вина и от всего, что только служит соблазном, потому что ничто не может быть наравне со спасением брата» [7].

Третье – это необходимость вразумления пьяницы в трезвом виде. То есть уже в IV веке Иоанн Златоуст говорил о том, что нецелесообразно вразумлять пьяного – это без толку. Смысл может появится только после того как он, во-первых, протрезвеет, а во-вторых, выйдет из состояния абстинентного синдрома. Таким образом святитель Иоанн затрагивает биологическую сторону подхода.

Что касается социальной стороны, то и о ней говорит святитель. Вообще, человек существо социальное. Во второй главе книги Бытие Господь говорит о том, что нехорошо человеку быть одному. В этой фразе отражена как раз определенная социальная зависимость человека. И в этом контексте святитель Иоанн говорит о необходимости социальной поддержки. В своем толковании на II послание к Тимофею святитель Иоанн заявляет, что участие в жизни другого человека облегчает скорби, и он искренне недоумевает касательно того, что когда кто-то умирает, мы утешаем близких покойного, если падает осел, то мы стараемся его поднять, но вот когда падают души наших братьев, то мы на них «не обращаем внимания и думаем о них меньше, нежели об осле»8. Таким образом Иоанн Златоуст затрагивает важность человеческой поддержки. Он как бы заявляет, что человеку в одиночку практически невозможно встать на ноги, ему нужна помощь. Нет, не сделать все за него, но помочь ему. А как можно помочь? И на этот вопрос отвечает святитель, выводя метод борьбы, который мы используем и сейчас: «Составляй, человек, товарищества для того, чтобы истреблять страсть к пьянству» [9]. То есть Иоанн Златоуст призывает создавать те самые терапевтические сообщества, которые практикуются и сейчас.

Все предыдущие методы профилактики алкоголизма для Иоанна Златоуста действительно важны, но особо святитель Иоанн выделяет именно духовный компонент.

Вообще, духовный компонент имеет довольно широкий спектр действий, поэтому в контексте данной работы необходимо акцентировать внимание на основных моментах.

Во-первых, духовный компонент проявляется в контексте христианской теории личности, которая, как правило, рассматривается с позиции трихотомии, состоящей из тела, души, и высшей ее части – духа. В свою очередь, такое понимание природы человека открывает дополнительные возможности для ведения профилактической работы, оказывая влияние на три этих составляющих, и выстраивая их в определенном иерархичном или подчинительном характере.

Святоотеческое учение сообщает нам о том, что «тело первого человека было в совершенном согласии с душою, а душа находилась в совершенном согласии с духом» [10]. То есть в нормальном состоянии тело должно подчиняться душе, душа должна подчиняться духу, а дух устремляться к согласию с Богом и через эту подчинительную связь, должна освящаться вся человеческая природа; человек в его целостности. В богословии такой процесс называется процессом обожения, или достижения богоподобия.

Этот антропологический аспект крайне важен в контексте православного учения о спасении, и именно поэтому, на нем особенно делает акцент Иоанн Златоуст.

Вот что восклицает святитель Иоанн в своем увещании: «Вот прекрасное опьянение: насыщай душу свою Духом, чтобы не насыщать ее пьянством; наперед займи этим свою душу и свои помыслы, чтобы не нашла места в них та бесстыдная страсть» [11]. И развивая дальше эту мысль, святитель Иоанн призывает до верха наполнить свою душу духом, чтобы дьявол уже не мог в нее ничего вложить. То есть Иоанн Златоуст, выстраивая свою мысль, опирается как раз на эту подчинительную связь, и призывает к тому, чтобы человек выстраивал ее именно в подчинении духу и устремлению к Богу, чтобы в сердце человека для дьявола не осталось места совсем, и он не мог уже обладать человеком и руководить им.

В этих словах виден еще один духовный аспект – важно не только бороться со страстью, но и наполнять возникшую пустоту Святым Духом, или добродетелями, которые и являются Дарами Святого Духа. Если на место ушедшей страсти не возникнет противоположная ей добродетель, то страсть вернется с еще большей силой. Об этом свидетельствует Евангельский рассказ о семи злейших духах.

Еще одним свойством духовного компонента является Преображение. В контексте подчинительной связи тела, души и духа, было сказано о Преображении. Но широта действия духовного компонента не только раскрывает Преображение личности, но и всего биопсихосоциального подхода. Собственно, сам биопсихосоциальный подход находится в плоскости нравственности, но наполнив его духовным компонентом, он не только расширяется, но переходит как раз в плоскость духовности, где нравственный человек становится духовным, где союз мужчины и женщины является уже не семьей, но Малой Церковью, а социальная среда становится соборностью, объединяющую Церковь Земную и Церковь Небесную во Христе Иисусе.

Таким образом, основываясь на вышеизложенных утверждениях, можно заявить, что современный терапевтический подход профилактики алкогольной зависимости не только не противоречит Православному учению, православной догматике и святым отцам, но и его принципы отражены в Священном Предании, и в частности, в учении Иоанна Златоуста, в котором можно увидеть наличие каждого компонента биопсихосоциодуховного подхода.

 

Диакон Николай Устинов

http://modskt.ru

 

- - - - - - - - - - - - -

Список литературы

1 Владимир Худолин. Клуб леченых алкоголиков. – М.: 2016. – С. 29.

2 Бабурин А.Н. Семейные клубы трезвости как метод реабилитации в системе наркологической помощи: учебно-методическое пособие / А.Н. Бабурин, Г.В. Гусев, Е.А. Соборникова, А.А. Горячева; ГБОУ ДПО «Российская медицинская академия последипломного образования». – М.: ГБОУ ДПО РМАПО, 2016. – С. 18.

3 Вадим Леонов, прот. Основы православной антропологии: Учебное пособие. – М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. – С. 163.

4 Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений. Т. 2. – СПб., 1896. – С. 475.

5 Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений. Т. 12. – СПб., 1906. – С. 570.

6 Там же. – C. 570–571.

7 Иоанн Златоуст, свт. Толкования на Священное Писание. Т.7. – М.: «Ковчег», 2006. – С. 448.

8 Иоанн Златоуст, свт. Толкования на Священное Писание. Т.9. – М.: «Ковчег», 2006. – С. 746.

9 Там же.

10 Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание творений. Т.1. – М.: «Паломник», 2000. – С. 558.

11 Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений. Т. 2. – СПб., 1896. – С. 477.

  

Пожертвования

Сделать пожертвование

Дружественные сайты

patriarchia

vikariatstvo

perovskoe

НУЖНА ПОМОЩЬ

28.09.2021
КНИГА ВЗАИМОПОМОЩИ В церковной лавке находится книга взаимопомощи, в которой Вы...
18.05.2021
Благодарим за помощь Вере Редько Дорогие братия и сестры, 17 мая с.г. был успешно завершен...
15.03.2021
Благодарим за помощь Татьяне Кузнецовой Дорогие братия и сестры! С вашей помощью сбор суммы, необходимой для...
01.02.2021
Помощь нуждающимся В период пандемии социальная служба храма продолжает оказывать помощь людям,...
25.11.2019
Благодарим всех, кто оказывает посильную помощь храму Архистратига Михаила в селе Михайловка Бакалинского района! 21 ноября приход встретил Престольный праздник в честь Собора Архистратига...
Все записи →

В соц. сетях

YouTube

Канал на YouTube